Борьба с коррупцией: индонезийский рецепт

В России много говорят о борьбе с коррупцией. Но пока принимаемые в этой области решения радикальными не назовешь. В этой связи интересен опыт Индонезии, где за неполные 7 лет работы специальной Комиссии осуждены почти 100 высокопоставленных чиновников. А подавляющее большинство жителей страны верит, что Комиссия способна начисто искоренить коррупцию в государстве.

Комиссия по искоренению коррупции в Индонезии имеет исключительно репрессивные функции. Она даже называется «не по борьбе», а по «искоренению», что однозначно указывает на конечную цель ее создания. За неполные 7 лет работы (она начала действовать с 29 декабря 2003 года) были осуждены 17 членов парламента Индонезии, три министра и руководителя министерского уровня, шесть губернаторов провинций, глава Центробанка и четыре его заместителя, 19 мэров и глав округов. А также члены различных комиссий от ЦИКа до Антимонопольной комиссии, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов. России подобная активность пока и не снилась!

Подобная активная работа обу­словлена тем, что Комиссия абсолютно независима и обладает специальными полномочиями по надзору и координации всех правоохранительных органов. И даже вправе в особых случаях проводить собственное расследование, выдвигать обвинение и поддерживать его в суде.

В связи с такими полномочиями назначение руководителей Комиссии (председатель и четыре заместителя) проходит по сложной, но гласной и прозрачной процедуре. Начинается все с отбора претендентов. Специальный Отборочный комитет, созданный из представителей не только власти, но и общественности, формирует первичный список кандидатов. Затем глава государства отбирает из этого списка не менее двух кандидатов на одно место и направляет получившийся перечень в парламент, который в свою очередь утверждает окончательный список из пяти человек. Этот процесс широко освещается в СМИ. Граждане могут сообщить Отборочному комитету свое мнение о каждой кандидатуре.

Специальная Комиссия — специальный суд

Срок полномочий членов Комиссии — 4 года с возможностью однократного переизбрания. Все они являются госслужащими и могут выполнять прокурорские функции. Комиссия сама набирает себе советников. Списки кандидатур открыты для всеобщего обсуждения. Чиновники более низкого уровня, входящие в состав Комиссии: следователи, обвинители, генеральный прокурор, приравненный к Генеральному прокурору страны. Персонал набирается из проверенных сотрудников правоохранительных органов по методу прикомандирования. В настоящее время персонал головного офиса — более 700 человек.

Как основной координатор и надзиратель за правоохранительными органами Комиссия имеет широчайшие полномочия. Она вправе вести прослушивание и запись разговоров, запрещать подозреваемым выезд из страны, получать банковскую, финансовую и налоговую информацию. Комиссия также может забирать себе дела по коррупции, которые ведут полиция и прокуратура. В обязательном порядке она расследует три категории дел. Во-первых, те, в которых замешаны представители власти или полиции. Во-вторых, дела, ущерб по которым превосходит 100 тыс. долларов США. В-третьих, она вправе рассматривать все случаи, вызвавшие общественный резонанс.

Названия Директоратов — отделов Комиссии — отражают суть ее работы. Например, существует Директорат регистрации и анализа деклараций госслужащих и Директорат по контролю за вознаграждениями, получаемыми госслужащими. Они подчиняются заместителю председателя Комиссии по предупреждению коррупции. Есть и заместитель по наказанию коррупции. Ему, например, подчиняется Директорат по судебному преследованию. Есть заместитель по информации и данным, а также по внутреннему мониторингу и жалобам граждан.

Для рассмотрения дел, расследованных Комиссией, создан специальный Суд по коррупции. Он входит в систему судов общей юрисдикции, а судейский корпус формируется из окружных судей и судей ad hoc (от латинского «для данного случая»). Последних лично назначает президент республики. В рассмотрении конкретного дела участвуют два окружных судьи и три судьи ad hoc. Решения такого состава суда сомнений обычно не вызывают.

Работу Комиссии обеспечивает генеральный секретарь (по полномочиям он напоминает российского руководителя аппарата). Только этот заместитель главы Комиссии назначается и отстраняется президентом страны. Но ответствен он перед членами Комиссии.

Стройная и четкая система функционирования самого могущественного органа, расследующего преступления коррупционной направленности, дала результаты. Эксперты международной неправительственной организации по противодействию коррупции Transparency International постоянно повышают уровень Индонезии в своем рейтинге. Успехи в работе Комиссии широко освещаются в СМИ. Согласно социологическим опросам, 69% населения Индонезии уверены, что Комиссия сможет выполнить свою основную задачу и искоренить коррупцию в стране.

На последних местах

Вместе с Комиссией большую роль в борьбе против коррупции играют Конституционный и Верховный суды страны. Конституционный суд Индонезии рассматривает жалобы по результатам выборов, решает спорные вопросы применения законодательства о политических партиях. А все решения Верховного суда в обязательном порядке размещаются на специальном информационном сайте в открытом доступе. Это помогает оградить судей от необоснованных обвинений в некомпетентности, ангажированности или коррупции.

Индонезийские коллеги — как из высших судов, так и из Комиссии — выразили желание сотрудничать с Россией. Однако о создании подобной Комиссии в РФ пока ничего не слышно. Конечно, не стоит, не считаясь с российскими особенностями, брать готовую схему и переносить ее на нашу почву. Тем более что возникают большие сомнения, удастся ли у нас создать такой же независимый от исполнительной, законодательной, судебной ветвей власти орган.Но делать это необходимо. И делать срочно.