Бизнес-проект «Перепись-2010»

«Накачка» численности населения будет самым естественным поведением муниципалов на переписи

«Переписчику говори только правду» – такой плакат был развешан в городах и селах перед первой советской переписью населения. Не могу судить о далеком 1926 годе, но в 2010-м, на который это мероприятие запланировано в очередной раз, каждому конкретному гражданину сообщать о себе ложные сведения, скорее всего, не будет никакого резона. А вот «подрисовать» итоги переписи в масштабах района, города, региона желающие будут, и, наверное, их будет больше, чем на прошлой переписи, состоявшейся в 2002 году.

Дело в том, что это будет первая перепись после вступления в силу закона о местном самоуправлении. Административная карта России – а значит, карта финансовых потоков местного уровня, карта распределения интересов городских и районных групп влияния – после вступления закона изменилась довольно радикальным образом и продолжает меняться. Результаты переписи, прежде всего – данные о численности населения в разных муниципальных образованиях – на этот передел окажут немалое влияние, иногда косвенное, иногда и самое прямое. И даже если из-за недостатка средств перепись перенесут на 2013 год (на уровне слухов эта информация циркулирует последние несколько недель), сюжет переписи ничуть не изменится, ведь трудно предположить, что все проблемы, связанные с муниципальным переделом, до этого благополучным образом разрешатся.

Марш муниципалов

Магическую силу на переписи обретут самые разные величины – от миллиона до тысячи человек.

Например, многие мэры региональных центров уже заявили: по итогам новой переписи их город станет миллионником. Никакого специального юридического статуса миллионник не имеет, но неформально известно, что к ситуации в таких городах федеральная власть относится с несколько большим вниманием. А утверждение о том, что инфраструктура, доставшаяся миллионнику с советских времен, рассчитана максимум на 300 000 – 400 000 человек, обычно помогает мэрам просить о дополнительной федеральной матпомощи или вслух мечтать о том, чтобы им разрешили «оставить у себя» побольше собранных налогов.

Зато величины в одну тысячу человек будут иметь более прямое отношение к букве закона. Новая перепись может «перетряхнуть» только складывающуюся систему самоуправления на селе: согласно закону, если сельское поселение состоит из одного населенного пункта, в нем должно быть «как правило, более 1 000 человек». Населенные пункты, в которых число жителей не «дотягивает» до этого уровня, объединяются по несколько в одно сельское поселение. Итоги переписи могут подтолкнуть большое количество объединений и разъединений (для которых, правда, еще потребуются референдум).

И уж совершенно для каждого муниципального главы данные о численности будут важны потому, что дотации из регионального фонда поддержки поселений по закону выделяются «в целях выравнивания исходя из численности жителей поселений финансовых возможностей органов местного самоуправления». Если уровень обеспеченности на душу населения слишком высок, с поселения могут потребовать, наоборот, делать отчисления в этот фонд. Как эта система работает на практике, никто, кажется, до конца не понял, но в целом ясно, что чем населения больше, тем лучше.

И, наконец, самое главное: размеры территории поселений устанавливаются в зависимости от численности жителей. Здесь муниципальные руководители наверняка будут ратовать не только за то, чтобы их земляки получили побольше земельных наделов. Гораздо интереснее, когда именно на твоей территории собираются возводить торговый центр или там горнолыжный курорт, и от твоего разрешения зависит судьба миллиардного проекта…

Так что «накачка» численности населения будет самым естественным поведением муниципалов на переписи. Тем более, что у них есть возможность учиться у старших товарищей: вспомним, например, статистические рекорды Чечни на переписи-2002.

Этническая музыка

Перед переписью 2002 года сильно беспокоились по поводу графы «национальность». Тогда (как и на предстоящей переписи) можно было оставлять ее незаполненной, но боялись не исчезновения национальностей, а, наоборот, бурного роста их числа: впервые список их не был ограничен, называть себя можно было хоть хоббитом (такие случаи зафиксированы). Многие малочисленные народы, ранее формально причислявшиеся к своим более крупным родственникам, в 2002 году впервые от них «отделились». Особых конфликтов, вопреки ожиданиям, это нигде не вызвало.

Однако многие появившиеся таким образом «новые» народы начали борьбу за получение статуса «коренных малочисленных». Статус не очень ясный на практике, но дающий шанс побороться за разные льготы, в том числе по земельному налогообложению. Как раз за это не первый год ведут борьбу, например, шапсуги – небольшой народ, живущий, главным образом, в черте города Сочи. Раньше они «приписывались» к черкесам, а на последней переписи их численность составила около трех тысяч человек. Городские депутаты им пока в льготах отказывают. Фактор своего присутствия на олимпийских землях естественно будет постараться утвердить на новой переписи. В пределах, дающих шанс воспользоваться правами меньшинства.