Аварию с вице-президентом Лукойла спустили на тормозах

Жуткая авария, в которой погибли две женщины-медработницы, произошла в столице 25 февраля в утренний час пик. Несмотря на множество свидетелей, след­ствие уже четыре месяца не может дать внятных разъяснений по поводу виновника скандального ДТП. Между тем все экспертизы уже давно закончены, и неофициально в МВД признаются, что знают, кого винить. По мнению экспертов, власти не признают виновной водителя Citroen, опасаясь народных волнений, а Mercedes — под влиянием ЛУКОЙЛа.

25 февраля на площади Гагарина столкнулись Mercedes-S 500, в котором ехал вице-президент нефтяной компании ЛУКОЙЛ Анатолий Барков, и Citroen-C3 с двумя женщинами-акушерками Верой Сидельниковой и Ольгой Александриной. Водитель и пассажирка малолитражки погибли. А ГИБДД тут же обвинила их в выезде на встречную полосу.

Правда, позже поспешивший с выводами гаишник был уволен, а руководство МВД под воздей­ствием гнева блоггеров вынуждено было объявить о начале беспристрастного следствия. Но после таинственного необнаружения видеозаписей с многочисленных камер, установленных в районе аварии, в этом появились сомнения.

Дошло даже до того, что адвокатам погибших женщин пришлось жаловаться на судью, игнорирующего заявление о бездействии следователя. Эта жалоба будет рассмотрена 29 июня квалификационной судейской коллегией. «Жалоба в Тверской суд Москвы на бездействие следователя была подана в конце мая, и ее должны были рассмотреть в течение пяти дней, — рассказал адвокат Игорь Трунов. — Но дело до сих пор находится у председателя суда, что мы расцениваем как умышленное затягивание сроков».

Комментарии из МВД по поводу расследования скандального ДТП за весь период практиче­ски не поступали. Более того, в министерстве наложено табу на официальные комментарии по этой скользкой теме. Поэтому все, о чем стало известно за четыре месяца следствия, это о хулиганах, разбивших Ford Foсus следователя, ведущего его. Никаких других подробностей в прессу не просачивалось.

При этом защите удалось добиться от суда удовлетворения ходатайства о добровольной проверке выживших участников аварии на детекторе лжи. Но адвокат со стороны менеджера ЛУКОЙЛа Гари Мирзоян заявил, что и Барков, и водитель отказались пройти освидетельствование на полиграфе, поскольку сочли это «популистским ходом».

В начале июня замруководителя экспертно-криминалистиче­ского центра ГУВД по Москве Андрей Громов в интервью РБК daily признался, что «автотехническая экспертиза по этому ДТП давно закончена и результаты переданы следователю». Правда, следователь Станислав Лагойко тут же наотрез отказался признаться в получении этих данных.

О ходе расследования ДТП на Ленинском в эту среду вечером неожиданно проговорился председатель Следственного комитета при МВД РФ Алексей Аничин, заявивший о намерении провести дополнительную экспертизу в связи с тем, что «проведенная экспертиза не всех удовлетворяет». Новая экспертиза, по его словам, будет проведена с учетом пожеланий родственников и законных представителей погибших. Кроме того, по словам председателя СК при МВД, все еще продолжается поиск свидетелей аварии. Четырех месяцев следствию для этого оказалось недостаточно.

Ранее информагентства со ссылкой на источник сообщили, что экспертиза установила виновность в аварии водителя Citroen, выехавшей на встречку. По словам же Алексея Аничина, «произошло ли столкновение автомашин на резервной полосе или нет, еще окончательно не установлено». Хотя не очень понятно, почему резервная полоса вдруг оказалась встречной для Citroen и попутной для Mercedes без мигалки.

«Да все там давно и всем изве­стно, руководство не знает только, в каком виде лучше обнародовать результаты расследования, — сказал РБК daily источник в МВД. — Mercedes выехал на резервную полосу, заехав левыми колесами на полосу встречного движения, в этот же момент в крайнюю левую полосу перестраивался Citroen из встречного потока».

Другой вопрос, что заехавшие на встречку колеса Mercedes экспертиза может и не заметить, поскольку «там все упирается в несколько десятков сантиметров», допускает источник. «И тогда уже будет считаться, что авария произошла на резервной полосе, на которую выскочил Citroen. Видеозаписей ДТП нет, поэтому все будет зависеть от результатов экспертизы».

По мнению экспертов, затягивание расследования подразумевает желание милиции не видеть в автомобиле нефтяной компании виновника аварии. «Фактов, которые говорили бы о невиновности автомобиля менеджера ЛУКОЙЛа, просто нет, иначе бы они уже давно были обнародованы», — считает политолог Станислав Белковский.

Заинтересованность МВД в исходе расследования эксперт объясняет «достаточно высоким финансовым весом Баркова». «В сегодняшней правоохранительной системе конкретный пакет с деньгами даже весомее, чем звонок фактурного лица», — говорит он.

Адвокат семей двух женщин, погибших в ДТП на Ленинском проспекте с участием «Мерседеса» вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова, пожаловался в квалификационную коллегию на председателя Тверского суда Москвы, указав, что там до сих пор не рассмотрели их заявление о бездействии следствия. 22 июня адвокат потерпевших Игорь Трунов рассказал, что жалоба подана на действия председателя Тверского суда. Обращение было подано в квалификационную коллегию судей, так как дело находится у председателя, но еще не распределено. Как отметил адвокат, жалоба на действия или бездействия следствия должна быть рассмотрена в течение пяти дней, а документ был подан еще в конце мая. Трунов заявил, что это умышленное затягивание сроков. В основу жалобы на следствие легли несколько пунктов, связанных с расследованием. «Записи видеонаблюдения с места ДТП — своевременно они не были истребованы и затем утрачены, поскольку по прошествии времени они уничтожаются. Мы хотим выяснить, почему, вообще, так получается, кто за это отвечает»,- говорил ранее адвокат. Он также отметчал, что в рамках видеотехнической экспертизы защита потерпевших ставила ряд вопросов, на которые не получила ответа. «Когда была осуществлена запись? Является ли она единым сюжетом или комбинирована? Нам отказались ответить»,- сказал Трунов.