Фэн-шуй — древнее искусство

Корни фэн-шуй уходят на нескольких тысяч лет вглубь веков, в учение шаманов, прорицателей и великих императоров Китая. В начале нашей эры объединились три компонента, которые составляют основу учения фэн-шуй:

• Фэн-Шуй компас, который разделен на восемь секторов (Северный, Южный, Восточный, Западный, Северо-Восточный, Северо-Западный, Юго-Западный и Юго-Восточный).

Древний китайский компас, представлял собой квадратную железную пластину со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала одно направление, но не на север, а на юг, отсюда и название этого прибора — Сынань (Указатель юга). В Древнем Китае компас первоначально использовали для навигации. Впоследствии его модифицировали для применения в фэн-шуй.

Принципы фэн-шуй и способы их практического применения содержатся в древних текстах, таких как «Ши Цзин» («Книга Песен»), а также «Ли Цзы», или «Книга Ритуалов», в которой описаны методы фэн-шуй для правильного расположения семейных захоронений и могильных курганов. Обе книги неоднократно переписывались. В эпоху Хань правила письменного языка были упрощены и систематизированы; пять канонических, или классических, текстов Древнего Китая были официально утверждены. Первым из них был текст «И Цзин». Ученые также собрали и записали комментарии, некоторые из которых впоследствии были присоединены к основному тексту.

• Учение о пяти стихиях (первоэлементах). Это принципы, которые описывают взаимосвязи и взаимодействия первоэлементов — циклы порождения и разрушения. Знание этих циклов поможет вам инициировать разрушительный или созидательный периоды вашей жизни. У нас можно купить фен шуй товары оптом недорого.

Примерно в VIII веке до н. э. китайцы использовали метод Багуа и учение о взаимовлиянии стихий (элементов) для постройки городов и создания сельских ландшафтов, что принесло стране богатство и процветание.

В начале Нашей эры мастеров учения о благоприятных ландшафтах называли фанши, т. е. «знатоками учения». Во времена династии Хань и Троецарствия (221-265 гг.) они практически слились с даосскими сектами и превратились в очень влиятельную силу, уважаемую при императорском дворе и почитаемую в народе. Благодаря глубоким познаниям в астрономии, географии, медицине и гадании, они были желанными гостями и во дворце удельного аристократа, и в скромном сельском жилище. Философскую основу фанши составляла теория инь-ян и пяти элементов. Теория и практика гадания по «Книге перемен» («И Цзин») дополнялась сложной системой измерений, астрологических расчетов, а также наблюдениями за земными и небесными явлениями.

Тогда фэн-шуй был известен под названием кан-юй, где «кан» означает «земля» (дао небес), а юй — «низины» (дао земли). Целью кан-юй было изучение энергии рельефа и его влияния на жизнь людей. Именно в это время великие даосы Хуан-Ши Кун и Цинь-Ву развили мысль, что горы и реки наполнены живой питательной энергией. Пути энергии в горах были названы «Венами дракона», а пути энергии в руслах — «Водными драконами». Мастера кан-юй считали, что качество местности может повлиять на судьбу всего царства. Например, если столица построена на землях с хорошими признаками, такими как горы и реки, то страна будет процветать. Если столица построена в местности, которая продувается суровыми ветрами или привлекает «плохую» энергию, страна будет страдать от бедствий и катастроф. Аналогичным образом, если император был похоронен в местности с рельефом, обладающим положительной энергией, его династия будет продолжаться, и он будет иметь много потомков. Если бы он был похоронен на территории с рельефом с отрицательной энергией, его династия быстро придет в упадок. Первоначально кан-юй использовали только для мест захоронения знати, чтобы обеспечить долговечность их власти, но не прошло и сотни лет, как кан-юй стал способом выбора мест вечного упокоения обычных граждан.

К концу правления династии Хань Китай распался на три отдельных царства, постоянно воевавших друг с другом. История того времени, описанная в знаменитом романе «Троецарствие», полна бедствий и потрясений. Одним из наиболее ярких героев романа является реально существовавший министр царства Шу и даосский маг Чжугэ Лян, умевший управлять ветрами и туманами. Он разработал систему цимэнь-дунцзя («таинственные входы» — «скрытное движение»), которая первоначально была предназначена для скрытного передвижения войск с помощью «тайных врат» земли, которые открываются и закрываются в определенное время года. Чжугэ Лян внес значительный вклад в развитие фэн- шуй (тогда кан-юй).

После объединения Китая под властью династии Цзинь (265-316 гг.) появился человек, которого современные мастера фэн-шуй считают отцом геомантии. Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов о классификации ландшафтов и о выборе мест захоронения. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью.

Времена династий Тан (618-906 гг.) и Сун (960- 1279 гг.) были золотым временем для кан-юй. Подтверждением необыкновенной популярности кан-юй в эпоху Тан служит тот факт, что императоры часто назначали геомантов своими придворными советниками. В это время был создан геомантический компас Ло-пань, основание которого было разделено на восемнадцать концентрических колец и двадцать четыре сектора. В русле кан-юй появились новые школы и философские течения. Одни мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов, другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел, некоторые пользовались триграммами Багуа как вспомогательным средством для определения энергетической структуры местности.

В 960 году страна объединилась под правлением династии Сун (960-1280 гг.). В это время произошло окончательное становление даосского канона «Дао цзы», состоящего из сотен трактатов и художественных произведений, разделенных на несколько категорий. Благодаря трудам таких разных мыслителей, как Чэнь Туань, Чжоу Дунь-и и Чжу-си, теория перемен была гармонично соединена с геомантическими искусствами, а практикой фэн-шуй стали заниматься не только даосы, но также буддисты и последователи конфуцианского учения. Если во времена Хань было написано лишь несколько книг по кан-юй, то в летописи династии Сун собрано не менее пятидесяти трактатов, посвященных искусству фэн- шуй.

В это время была разработан Сюань Кун, также известный как «фэн-шуй летящих звезд». Этот метод использует информацию о личном направлении человека, живущем в доме, год, в котором дом был построен, и триграммы Багуа, предсказывающие судьбу жителей дома. По мере того, как города расширялись и все больше и больше домов строилось в далеко не благоприятных местах, популярность школы летящих звезд росла.

В начале правления династии Мин (1368-1644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие видные ученые были казнены, а те, кто продолжал заниматься искусством фэн-шуй, не были даосами — это были бродячие монахи, мелкие аристократы и ремесленники. Они имели слабое представление о философских основах фэн-шуй и превратили его в чисто коммерческое занятие. Их главными клиентами стали представители зажиточных семейств и землевладельцы, нанимавшие мастеров для выбора наиболее благоприятных мест при строительстве домов и владений, а также для проведения погребальных ритуалов. Большой популярностью стали пользоваться «справочники» по фэн-шуй, представляющие собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени. Ландшафтная школа подверглась значительному упрощению, но геомантический компас Ло-пань, напротив, был расширен с восемнадцати до тридцати шести колец, что привело к усложнению расчетов и придало им ритуальный облик. Сформировалась система «трех эр» и «девяти циклов», где каждая эра состоит из шестидесяти лет или трех циклов по двадцать лет в каждом. В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло. Произведения классиков фэн-шуй, а также их подражателей стали общедоступными; в результате многие читатели этих книг объявляли себя мастерами фэн-шуй и беззастенчиво зарабатывали деньги на невежестве и суевериях своих соотечественников.

Последний этап в развитии фэн-шуй охватывает время правления Цинской династии (1644-1911 гг.) и период Республики Китай (1911-1949 гг.). В начале Цинской династии, мастер фэн-шуй по имени Чжо-куан основал Ба-чжай (Школу восьми дворцов), которую используют исключительно применительно к фэн-шуй жилых домов. Для этого сопоставляют благоприятное направление хозяина дома, которое определяется по году рождения, с направлением входной двери жилища.

В годы Республики адепты Школы летящих звезд для оценки здания стали использовать принципы классификации рельефа как дополнение к компасу и системе летающих звезд. Приверженцы Школы Сан-юань (Три периода) стали заниматься, в основном, анализом жилых и коммерческих зданий, в то время как Школа Сан-хэ (Три гармонии) по-прежнему занимается исключительно изучением гор, долин и водных путей.

Сегодня Сан-юань, Сан-хэ, Сюань Кун и Ба-чжай по-прежнему популярны и известны как четыре школы традиционного китайского фэн-шуй. Сейчас даже самые элементарные формы западного фэн-шуй включают в себя основные понятия этих четырех школ.

Теги: ,