О причинах упадка и перспективах развития охотничьего хозяйства

Анализируя эффективность решений многих специальных научно-практических конференций, круглых столов и дискуссий, приходишь к выводу об их абсолютной бесполезности в последние годы. Если в прошлом, в 60–80-е годы, 20–30% принятых предложений полностью или частично реализовывались, то в настоящее время без внимания остаются все предложения.

Те, от кого зависят решения, в лучшем случае присутствуют лишь на открытии таких форумов, а далее специалисты общаются между собой. Более того, даже принятые международные соглашения, поручения правительства не исполняются названными ведомствами. Но ни одно из них, насколько известно, не было привлечено к ответственности за бездействие.

Почему так происходит? Ведь с отрицательной оценкой реформирования и обоснованными предложениями выступают квалифицированные специалисты, ученые, люди с многолетним опытом работы. Значит, что-то неладно в кругу самих творцов административных новаций.

Современные беды и перспективы развития охотничьего хозяйства нельзя рассматривать в отрыве от политической и социально-экономической среды, сложившейся в России на стыке XX и XXI столетий.

В начале этого периода требовалось определить приоритеты нашего развития. То, что Россия будет наращивать «экономические мышцы» прежде всего за счет использования и реализации своих богатейших природных ресурсов, было очевидно. Ведь в структуре ее национального богатства природные ресурсы оцениваются величиной около 96%.

 

Неоспоримое условие рынка – требование платности пользования ресурсами может быть реализовано только в форме научно-обоснованных нормативов, а не огульно установленной шкалы, способной угробить отрасль окончательно. Фото: Антона Журавкова

Скоротечное самоустранение государства из экономической сферы, преждевременная утрата им хозяйственных функций (так называемое разгосударствление) – процесс, конечно же, неизбежный в условиях рыночной экономики, но в нашей стране он должен быть постепенным и тщательно выверенным.

Объем совокупного прибавочного продукта в России был всегда значительно меньше, а условия для его создания существенно труднее, чем в большинстве западных стран. Таковы уж природно-климатические условия нашей суровой страны.

Ослабление роли государства в деле сохранения и рационального использования биоресурсов неизбежно нанесет ущерб национальным богатствам страны. Несовершенная налоговая и таможенная политика, высокие сборы за пользование биоресурсами превращают перспективные отрасли природопользования в хронических доноров бюджета и процветающих фирм.

Возросшее браконьерство в сельской местности стало играть роль своеобразного социального громоотвода.

В последние годы это бедствие нарастает и «снизу» как протест против социального неравенства и безработицы, и «сверху» как проявление элитарности и вседозволенности частных владельцев угодий и представителей власти, а реальная система охраны ослабляется законодательным устранением из этой сферы общественных инспекторов.

Возрастает и угроза экологического кризиса не только в результате чрезмерного изъятия биоресурсов, но и при их недоиспользовании. Значительные площади сельхозугодий не обрабатываются. Государство теряет социальный контроль над большими территориями России.

Таким образом, главной причиной упадка охотничьего хозяйства является крайне неблагоприятная социально-экономическая среда современной России и неспособность творцов реформирования ее оптимизировать.

 

Многие наши беды связаны с попытками единый комплекс живой природы разделить и рассовать по ведомственным карманам. Ущемление интересов одной отрасли биологического природопользования в пользу другой – обычная ситуация в нашем законотворчестве. Фото: Антона Журавкова

Помнится, статья одного из руководителей отрасли (Саурин, «РОГ» № 14, 2006). Достойно уважения честное признание ответственного лица: «Созданная структура пока не позволяет добиться целей, запланированных административной реформой».

Однако словечко «пока» – не только дипломатичный реверанс опытного чиновника, адресованный вышестоящим властям, но и явное свидетельство «непробиваемости» бюрократической крепости: выходит, что надо пассивно ждать реализации принятых мер.

А ждать-то бессмысленно, так как явная ошибка к положительному результату никогда не приведет. И так будет до тех пор, пока чиновники будут опасаться не только гнева вышестоящих руководителей, но и конкретной, неотвратимой ответственности как за ошибочное решение, так и за бездействие.

Прогнозирование судьбы охотничьего хозяйства осложняется неопределенностью перспектив развития основных отраслей экономики и возможностями формирования мощного среднего имущественного слоя в обществе. Если в России продолжится инерционный вариант развития, то положение в ближайшей и среднесрочной перспективе не изменится или изменится незначительно. Чего следует ожидать?

Во-первых, в перспективе самодеятельный (неорганизованный) охотник и частный собственник или богатый арендатор угодий, с одной стороны, и обезличенный и не дееспособный государственный орган надзора – с другой, будут олицетворять то, что раньше именовалось охотничьим хозяйством.

Во-вторых, сохранение чрезмерного имущественного расслоения общества, отсутствие равнодоступности охотпользования, элитарность охоты усилят социальную напряженность и создадут почву для устойчивого браконьерства.

В-третьих, произойдет смена ориентиров в охоте и рыболовстве, значительный рост интереса к трофейной охоте, любительскому рыболовству, экологическому туризму. То есть возобладает тяга не к продукции, а к самому процессу. Люди будут платить за предоставленную возможность пребывания в дикой природе.

Из 6,5 млрд населения планеты около 4 млрд – туристы. В их числе самые нетребовательные к комфорту и самые щедрые на затраты – охотники и рыболовы. Суммарный годовой объем средств, обращающихся в этой сфере только в США, составляет около 180 млрд долларов (сумма, эквивалентная двум современным годовым российским бюджетам!).

 

Произойдет смена ориентиров в охоте и рыболовстве, значительный рост интереса к трофейной охоте, любительскому рыболовству, экологическому туризму. То есть возобладает тяга не к продукции, а к самому процессу. Люди будут платить за предоставленную возможность пребывания в дикой природе. Фото: Антона Журавкова

Таким образом, рекреационное развитие охотничьего хозяйства окажется и в России сферой повышенной инвестиционной привлекательности. Оно должно получить соответствующее научное и правовое обеспечение и прийти на смену уходящему в прошлое так называемому производственному охотоведению.

В-четвертых, падение интереса к науке продолжится. Она и дальше будет утрачивать свой потенциал, возможность перспективных разработок и объективных экспертиз.

Как же предотвратить опасные последствия и смягчить неизбежные?

Биологическому природопользованию свойственны специфические особенности, важнейшими из которых являются: естественная возобновляемость ресурсов и функциональное единство биоты. Многие наши беды связаны с попытками единый комплекс живой природы разделить и рассовать по ведомственным карманам.

Ущемление интересов одной отрасли биологического природопользования в пользу другой – обычная ситуация в нашем законотворчестве (лесной, земельный, водный кодексы). Предложение создать единый государственный орган управления биологическим природопользованием, в котором объединить лесное, рыбное, охотничье хозяйство и заповедное дело было поддержано специалистами. Разработка и рассмотрение всех законодательных проектов в области биологического природопользования единым пакетом позволили бы избежать противостояний, разногласий, упущений и ускорить законотворческий процесс.

Несомненно заслуживает государственного патронажа (вместо современного налогового гнета) организованное охотпользование, а не самодеятельная охота одиночек в государственных угодьях. Организованная охота легче контролируется и управляется.

Важно содействовать включению в управление механизма саморегуляции, формирования в сознании охотников отношения к биоресурсам как к их собственности, от которой зависит их благополучие не только сегодня, но и в будущем. Нельзя превращать их только в объект надзора и источник поборов, не формируя у них чувства хозяина.

Необходимо законодательно закрепить стимулирование деятельности по повышению продуктивности угодий и соблюдению оптимальных норм использования ресурсов, что даст гораздо более значительный экономический, экологический и социальный эффект, чем тот, который мы пытаемся получить сейчас введением разнообразных ограничений и платежей. Недооценка роли человека (работника, специалиста) неизменно превращает в декларации даже самые разумные законодательные решения и нормативные акты.

Неоспоримое условие рынка – требование платности пользования ресурсами может быть реализовано только в форме научно-обоснованных нормативов, а не огульно установленной шкалы, способной угробить отрасль окончательно.

 

Прогнозирование судьбы охотничьего хозяйства осложняется неопределенностью перспектив развития основных отраслей экономики и возможностями формирования мощного среднего имущественного слоя в обществе. Фото: Антона Журавкова

Отсутствие прав у хозяйствующих субъектов (в частности, по регулированию, управлению ресурсами) не освобождает их от возмещения ущерба, причиненного дикими животными лесному хозяйству при превышении их оптимальной численности (иными словами – предотвратить ситуацию не имеешь права, а платить за последствия обязан).

Неправомерное изъятие охотугодий у пользователя также не предусматривает компенсации ущерба и упущенной выгоды, что порождает чиновничий произвол, обусловленный отсутствием юридических гарантий стабильности правоотношений и взаимной экономической ответственности.

Необходимость дебюрократизации очевидна, и продвижение в этом направлении видится не в чехарде бесконечных реорганизаций, а в неизбежности экономической ответственности лица, принимающего неэффективные решения или бездействующего.

Достаточное финансирование охотничьего хозяйства может быть достигнуто только при условии улучшения благосостояния населения и формирования мощного среднего имущественного слоя в обществе. Другого равноценного источника финансирования охотничье-рыболовного дела мировая практика не знает. Усиление налогового бремени в России в современных условиях нереально.

Только в отдаленном будущем североамериканские экономические ориентиры охоты и рыболовства станут достижимыми и для нас.

Источник

Теги: